Проселки ЗАГАДКИ ПЕЩЕРНОГО ГОРОДА ТАВРОВ Это был поход самыми древнейшими тропами на нашем полуострове. Седая древность проступала то скалой с диковинным названием, то изгибом старинной дороги, то мистикой тумана с загадочными звуками в нем… Туман преследовал нас с Петровичем, давним другом и спутником на туристических тропах, от самой Головановки. Прошагали уже несколько километров по лесной дороге, и тут нам повезло – подкинули на машине до урочища Молбай. Местный лесник Миша со своей женой Татьяной ехали за кизилом к подножью горы Узун-Кая. Разговорились, и найдя в окрестных лесистых краях общих знакомых, стали ближе… И еще поразились мастерству Михаила вождения автомобиля по горно-лесной дороге: «Вам бы на «Кэмэл Траффи» участвовать…». Но «жигуленок» послушно довез нас до обширных полян Молбая. Тепло попрощавшись с лесниками, мы огляделись – туман как бы отступал, открывая вершины гор. Давно хотели побывать на этих скалистых горах, и решились теперь… Вперед и вверх по склонам Узун-Каи, через балки и леса – на гору Карт-Кая. В ее скалистых известковых обрывах затерялся самый загадочный пещерный город. Эти места никто никогда не изучал. Разведки археологов еще в советское время прошлись, без восторга отнесли гроты в отвесах Карт-Каи к таврскому времени. Это не богатое средневековье пещерных городов Бахчисарайского района, а период всенародного равенства, почти коммунизма… Не интересно, диссертаций не защитить, имя не сделать… А ведь именно в таврах, исконных жителях нашего полуострова, правда. Многим из нас приходилось сталкиваться с названиями «Таврика», «Таврида», которые использовались и продолжают использоваться по отношению к Крыму. Появление этих географических названий имеет прямое отношение к народу, который по праву может считаться крымским аборигеном, поскольку вся его история от начала и до конца неразрывно связана с полуостровом. Их племена обитали почти везде в Горном Крыму, но именно в местах, куда мы пришли с Петровичем, проживали напеи. Известны еще два других племени - арихи и синхи, сведения о которых донес до нас древнеримский историк Аммиан Марцеллин. Самые ранние сведения о таврах содержатся в «Истории» Геродота. В археологии же более известны каменные могильники тавров, а также кромлехи и менгиры. У этого народа проявления древней мегалитической культуры сохранялись на протяжении I тыс. до н. э., к концу которого она приходит в упадок. Еще в позапрошлом веке горный и прибрежный Крым представлял собой редкую картину обилия каменных ящиков, которые иногда называют крымскими дольменами. В отличие от кавказских дольменов - грандиозных наземных сооружений из цельных каменных плит, крымские дольмены несколько меньше по размерам. Замечу сразу, что подобные ящики есть недалеко от Карт-Каи, в лесочке в урочище Молбай, правда, хорошо сохранился один, остальные разрушены… Добыча и искусство обработки камня играли в культуре тавров большую роль. В сооружении каменных ящиков принимал участие весь род. Члены рода потом и заканчивали свой жизненный путь в этих могильниках. В одном ящике подчас встречается до 30-45 захоронений. Инвентарь погребений довольно беден: бронзовые украшения, каменные орудия, раковины, бусы; с V в. до н. э. появляются железные мечи-акинаки, железные ножи и удила, что свидетельствует о связях со скифами. Не разгуляться археологам сего дня… Что же произошло с таврами? По-видимому, к IV в. до н.э. какая-то часть таврского населения, волею судеб оказавшаяся в античных городах, «растворилась» среди греков. Другая, значительно большая часть крымских аборигенов, вошла в состав жителей позднескифских поселений. Как раз в это время скифы-кочевники переходили к оседлости, создавая в предгорьях свои долговременные населенные пункты. Процесс поглощения (ассимиляции) скифами тавров нашел отражение в письменных и эпиграфических документах. Окончательная ассимиляция тавров, когда они перестали существовать как отдельный этнос, очевидно, завершилась ко II-III вв. нашей эры. Именно дискутируя по поводу исчезновения тавров, забрались мы с Петровичем на самую вершину Карт-Каи. Она еще называется Хотурлес, и примечательна своей высотой – 666,0 метров над уровнем моря. В переводе с тюркского «карт, харт» - старый, а «кая» известнее – скала. «Котур» и «лез» считаются родоплеменными названиями, но чьими? Уж не от древнейших баснословных времен остались они? Только мы стали спускаться с вершины к городу, как резко затянуло все туманом – липким, призрачным… Петрович тут же вспомнил сакральность числа – географической высоты горы… И отчасти оказался прав – по всем гротам и обрывистым тропинкам пещерного города пришлось нам лазать в тумане. И лишь только мы начали уходить вниз по крутым кулуарам и скалистым выступам, солнце опять выглянуло из-за туманной пелены. «Что-то не хочет Карт-Кая открывать нам свои тайны», - произнес мистично настроенный Петрович. Тут прохладный язык тумана снова закрыл от нас город, и откуда-то снизу, от древнейшей дороги ведущей по долине, послышался топот – то ли конский, а может и нет… Странный шум проскочил мимо нас ниже по дубовому лесу, и начал затихать, уходя к западу – в страну напеев. Мы с Петровичем переглянулись – коней тут точно нет, может свиньи – тут кабанов диких встречали не раз. «А может кентавры?», - подумалось нам одновременно. И мы ничуть бы не удивились, встретив на тропе внизу получеловека – полуконя. Уж очень в древнюю историю мы попали на Карт-Кае. Сергей ТКАЧЕНКО