Звезда рыцарей и магов Ее называют также Вифлеемской звездой, Звездой волхвов, Звезда трех царей. На Рождество в христианских странах изображением этой звезды принято украшать верхушку новогодней ели. Индустрия Christmas Decorations дает громадное разнообразие форм и цветов этой звезды (в основном китайского производства), но какая из них правильная, традиционная? Интернет сегодня переполнен множеством версий на эту тему. Огорчает тупое однообразие комментариев. Почти все они о Сталине, который якобы и завел обычай украшать елки большевистскими звездами, копирующими кремлевские, а та, прежняя, «настоящая», мол, с шестью, семью, восемью лучами, золотая, серебряная - версий море, вплоть до кометы Галлея и НЛО. Но какая же была на самом деле Вифлеемская звезда? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется заглянуть в историю священных войн и гороскопы рубежа Новой Эры. Священная война под Красной звездой «А если мы умрем в бою, то, значит, кровь прольем свою за то, чтоб свидеться в раю», «Выше сердца, Бог с нами» - такие песни и призывы часто звучали на дорогах Палестины во времена первых крестовых походов. Средневековая доктрина священной войны сформировалась примерно в Х веке. Папы Рима - от Стефана II (752-757) до Льва IX (1049-1054) совершенно определенно обещали солдатам и монахам, которые умрут за веру, Царство небесное. Паломничество и крестовые походы породили многие монашеские и рыцарские ордена (наиболее известные - тамплиеры и госпитальеры). Имелись признаки, позволявшие определить, к какому именно ордену относится тот или иной рыцарь или монах. Красный Крест из шерсти на левой стороне одеяния? Это тамплиер. Крест и две лилии? Целестинцы. Мальтийский крест из красного шелка с шестиконечной звездой? Крестоносцы Красной звезды. Красная пятиконечная звезда с маленьким голубым кругом посередине? Вифлеемиты. В истории было два ордена вифлеемитов. Один из них, монашеский, был создан в 1257 году в Кембридже - члены ордена носили на груди красную звезду как знак той звезды, что вела волхвов к месту Рождества Христа - в Вифлеем. Второй орден, рыцарский, основал своей буллою от 18 января 1457 года папа Пий II и посвятил святой Марии («Religio militans ac hospitalis Mariae Bethlemitanae»). Рыцари-вифлеемиты защищали Европу от экспансии турок. Их резиденция размещалась на Лемносе - острове в Эгейском море. Символом рыцарей была также красная пятиконечная звезда. Вифлеемиты унаследовали этот символ из ранней христианской традиции. В христианской традиции она красная, пятилучевая. Таковой она изображена и над входом в пещеру пастухов, которые, как и волхвы, видели звезду. Но зададимся вопросом: почему средневековая христианская традиция, сохранив форму и цвет этого символа от первых веков христианства, представляет звезду именно красной и пятиконечной? Кстати, многих европейцев, отправлявшихся справлять Рождество в Вифлеем, неизменно удивляли и форма, и цвет использовавшейся там звезды. Большинство представляло ее шестиконечной звездой Давида: Вифлеем - родина библейского царя Давида (а шестиконечную звезду называют звездой Давида). Итак, традиция свидетельствует: ПРАВИЛЬНАЯ звезда -красная, пятиконечная! Именно ее монахи и рыцари-вифлеемиты сделали своим символом. Гораздо труднее ответить на вопрос, почему этот пришедший из древности символ именно таков? Астро-досье Сразу следует сказать, что попытка ответить на этот вопрос перенесет нас из области конкретных исторических фактов в область предположений и догадок. Начнем с ее пяти лучей. Здесь возможно влияние Египта, в иконографической традиции которого все звезды пятиконечные. Возможно и влияние Индии. В индийском зодиаке есть свой Козерог (только вместо козла с рыбьим хвостом там антилопа), его символ - пятиконечная звезда, пентаграмма. В древние времена, отмечу, пентаграмма была символом тайны и совершенства. Красный цвет астрологи объясняют по-своему. В 747 году от основания Рима, около времени Рождества Христова на небесах было чрезвычайно редкое сочетание планет - Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб. А в следующем году к этому сочетанию присоединился Марс, усиливший этот эффект сочетания, проявлявшийся в виде ярко сияющей звезды. Юпитер может давать красноватый цвет, Марс усиливает его. В качестве символа планеты Марс древние астрологи нередко использовали красную пятиконечную звезду. Впрочем, красная пентаграмма использовалась и как символ Венеры - вечерней и утренней звезды, уступающей в яркости лишь Солнцу и Луне. Индейцы майя так и называли Венеру - Красная звезда. Можно вспомнить и Лукреция: «Красной звездой вышла Венера из пламени Этны». Или роман Михаила Булгакова «Белая гвардия»: и Марс, и Венера изображены Булгаковым красными пятиконечными звездами. Известно, что Булгаков достаточно хорошо знал историю древних религий, символизм. Можно еще вспомнить красную звезду-гигант в созвездии Льва - Регул. Кстати, колено Иуды, которому принадлежал Вифлеем, было «львиным» племенем Израиля (соотносилось в зодиаке с созвездием Льва). Значит, Вифлеем, опекаемый созвездием Льва, был подходящим городом для рождения мессии. И в Апокалипсисе Иисус описывается как Лев: «...Вот лев от колена Иудина, корень Давидов, победил...» Числу версий нет конца, и каждая из них в соединении с усердием исследователя выдаст немало аргументов в свою пользу. Чтобы не запутаться в этом лабиринте гороскопов и символов, разгадывая тайну Звезды трех царей, скажем прямо, точного ответа на этот вопрос просто не существует. Так говорил Заратустра В одном из пророчеств Зороастра сказано, что при наступлении мессианской эпохи непорочная дева родит младенца. Тотчас после его рождения появится звезда, сверкающая даже при дневном свете. «Следуйте за ней, как только увидите ее, и она приведет вас к таинственному младенцу, которому вы в знак поклонения должны преподнести дары», - так говорил Заратустра (Заратустр, или Заратуштр, - персидское имя пророка, в Греции и эллинистическом мире его называли Зороастр, т.е. «живая звезда»). По преданию, волхвов было трое: Каспар, Бальтазар, Мельхиор - под такими именами их почитают в Европе (у греческого философа Оригена они названы Авимелехом, Охозатом и Фиколом, а в сирийской традиции - Гомиздом, Яздегердом, Перозом). Пришли они, судя по традиции изображать их в персидских одеждах, из Персии, где зороастрийских священников называли магами. То, что этих магов-звездочетов порой именуют царями, - вполне в духе восточных теократий той поры, где царь и священник - часто в одном лице. В Средневековье именно эти три царя-мага, ведомые пылающей пентаграммой, становятся символом крестовых походов. Звезда магов и новая власть Как появилась красная пятиконечная звезда в советской символике? В 1918-1922 годах усилиями И.В. Сталина такая звезда утвердилась в качестве символического охранного знака в Красной Армии и даже государственной эмблемы, несмотря на возражения Ленина, который был против использования военной символики в качестве государственной. Вначале Сталин настоял на введении пятиконечной звезды в 1922 году в герб Грузии, затем - в герб Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, а позднее, в 1936 году, - в герб СССР. После 1945 года эта звезда становится одним из символов священной войны против нацистской Германии и Победы в ней. Сама постановка вопроса о возможной связи (мистической, символической) двух красных пентаграмм - христианской и большевистской - наверное, многим покажется на грани риска, хотя мы вправе предположить ее. Но не более того. Ведь точный ответ на этот вопрос могли дать только сами большевики. Например, обучавшийся в духовной семинарии, а позднее работавший в Тбилисской обсерватории И.В. Сталин, кому мы, собственно, и обязаны появлением в Советской державе этого символа. Или регент (руководитель хора) храма Христа Спасителя А.В. Александров, создавший легендарный ансамбль песни и пляски, известный во всем мире, или архитектор сталинского метрополитена А.Н. Душкин, украсивший красными пентаграммами готические витражи станции «Новослободская» - узоры этих витражей взяты с древнейших риз православных священников. В завершении еще раз вспомним роман М.А. Булгакова «Белая Гвардия» - мистический дар и гениальная интуиция писателя склоняют к тому, чтобы с доверием отнестись к этой зарисовке в конце романа, описывающей красноармейца на часах: «Играла Венера красноватая, а от голубой луны фонаря временами поблескивала на груди человека ответная звезда. Она была маленькая и тоже пятиконечная». Любопытно, что все архитектурные символы советской эпохи (сталинские высотки, похожие на античные святилища павильоны ВДНХ, а прежде всего краснозвездный Кремль) имеют на своих вершинах знаки вечерней и утренней звезды - Венеры. Как тут не вспомнить слова из Апокалипсиса. «Я есмь... звезда светлая и утренняя», - так согласно христианской традиции говорил о себе тот, чье Рождество освещала таинственная Звезда Вифлеема... Такая вот уходящая вглубь тысячелетий история символа «Красная звезда». Этот символ по-своему охраняет и историческое название главной военной газеты России. Сергей КОРШУНОВ. «Красная звезда» |