Пятница, 10.05.2024, 11:35

Приветствую Вас Гость  
  Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Добро пожаловать
Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Меню

Фото

Наши маршруты
  • Старый Крым
  • Коктебель
  • Кызыл-Таш
  • Ак-Кая
  • Караби-Яйла
  • Эчки-Даг
  • Опук
  • Керчь (Пантикапей)
  • Казантип
  • Феодосия
  • Места отдыха КП "Акинак"

  • Наши друзья
  • Оздоровительные системы
  • Крымская Правда
  • Боспор
  • Зелёная планета
  • Клёвое место

  • Карты Крыма


    Чат

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Посетители

    Locations of visitors to this page


    Главная » Статьи » Интересно!

    Проложили дорогу в океан
    У большого морозильного рыболовного траулера "Жуковский" завидная судьба. Корабль - труженик, корабль - орденоносец, корабль - первопроходец. Именно "Жуковский" проложил украинским рыбакам дорогу в океан.

    В этом году "Жуковский" - дважды юбиляр. 28 августа ему исполнилось 50 лет: в этот день полвека назад на судне был поднят Государственный Флаг СССР. А полтора месяца спустя, 16 октября 1958 года, в Атлантический океан вышла первая украинская научно-поисковая экспедиция в составе БМРТ "Жуковский", СРТ "Грот" и БЧС "Затвор".

    В годовщину подъема на "Жуковском" Государственного Флага в городе-герое Севастополе, где по сей день несет трудовую вахту корабль-ветеран, прошла традиционная встреча участников первого рейса и экспедиции. Со знаменательной датой их поздравили представители Комитета рыбного хозяйства Украины, городской администрации, руководители рыбодобывающих предприятий города-героя. Председатель Комитета рыбного хозяйства Николай Шведенко вручил участникам первого рейса "Жуковского" почетные знаки "Ветеран рыбного хозяйства Украины".

    В своих поздравлениях выступавшие подчеркивали значение события, происшедшего полстолетия назад, для нынешних и будущих поколений украинских рыбаков. От добрых слов, нахлынувших воспоминаний слезы наворачивались на глаза бывалых моряков. Первый рейс в Мировой океан остался в их памяти навсегда...

    Начало пути

    До 1958 года океаническое рыболовство в Советском Союзе развивалось благодаря рыбодобывающим предприятиям Мурманска, Дальнего Востока, Прибалтики. Украина же ориентировалась на добычу в Азовском и Черном морях, рыбные запасы которых постепенно оскудевали. Рыбаки и ученые хорошо понимали, что рыбную промышленность республики можно поднять только за счет освоения просторов Мирового океана. Но для этого требовались специальные суда.

    Во второй половине пятидесятых крупный заказ на постройку больших морозильных траулеров получили николаевские судостроители. Со стапелей завода им. Носенко один за другим сходят четыре БМРТ - "литературная флотилия", которой присвоили имена русских поэтов и писателей - "Маяковский", "Грибоедов", "Лермонтов", "Радищев". Затем - вне плана - судостроители строят еще один БМРТ - "Жуковский" (в честь Василия Андреевича Жуковского).

    12 августа 1958 года по доверенности Крымгосрыбтреста его с завода получает капитан дальнего плавания Сергей Павлович Ковтушенко. Первое на Азово-Черноморском бассейне судно для океанического рыболовства было передано Керченской базе гослова. Керчь была выбрана не случайно. До Великой Отечественной войны здесь находилось около 90% предприятий рыбной промышленности Крыма. Поэтому после освобождения города, едва были восстановлены жизненно важные объекты, особое внимание уделялось подъему именно рыбацкой Керчи. В Севастополе база океанического рыболовства появится только после памятной экспедиции, открывшей дорогу к богатствам океана. Позже постоят рыбные порты в Керчи, Одессе, Батуми, Новороссийске. Возле них вырастут современные жилые кварталы, как, например, Марат в Керчи. Но все это будет потом, а пока готовили первый океанический рейс.

    Подбором людей в экипажи занимался отдел кадров Крымского управления рыбной промышленности. Каждую кандидатуру рассматривали придирчиво и внимательно. В то время ответственность перед Родиной, интернационализм и патриотизм не были пустыми словами.

    Экипажи были укомплектованы в основном керчанами. Людей принимали и с базы гослова, и с местных рыболовецких колхозов, и с консервного завода, приглашали из других городов, ведь на многие должности своих специалистов в Керчи тогда не было. Из Мурманска приехали старший механик Василий Андреевич Устименко, тралмастера Анатолий Антонович Бобылев, Александр Иванович Кобылин и Геннадий Васильевич Сучков. В составе экипажа "Жуковского" находились 25 практикантов-курсантов Херсонского мореходного училища.

    Капитаном БМРТ назначили С. П. Ковтушенко, который до этого командовал учебным судном Херсонской мореходки. Первый помощник Вячеслав Леонидович Крегов до экспедиции был председателем передового керченского рыбколхоза им. Войкова. Научной группой руководил кандидат биологических наук Валентин Алексеевич Бородатов. Возглавил экспедицию заместитель министра рыбной промышленности УССР Иван Федорович Денисенко, в прошлом фронтовик, командир танковой роты.

    16 октября 1958 года рыбацкая Керчь провожала в океан первую Украинскую Южно-Атлантическую экспедицию, перед которой была поставлена задача - изучить районы промысла с целью их дальнейшей эксплуатации. Город ликовал. Повсюду флаги и транспаранты, многолюдные митинги и собрания. Когда суда отошли от пирса, проводить их в Черное море вышла целая эскадра суденышек. Вслед им неслись басы заводских гудков. Пройдя в Новороссийске все таможенные формальности, суда экспедиции взяли курс на океан.

    На просторах Атлантики

    Переход к району промысла стал для многих испытанием на мужество. В Средиземном море попали в девятибалльный шторм. Не сладко пришлось новичкам, среди которых были и совсем молоденькие девушки. Но все четко несли вахту.

    У берегов Сицилии провели опытные траления, обследовали мелководье у восточных берегов Туниса и, миновав Гибралтар, вышли в Атлантику. Вдоль африканского побережья стали спускаться к экватору.

    Экспедиция должна была определить перспективные районы промысла, предложить способы облова, эффективные конструкции тралов, найти рациональные способы обработки рыбы в тропиках, выпустить опытную партию рыбных консервов, рыбной муки, разработать способы бункеровки судов в океане, передачи уловов, изучить степень и причины обрастания днищ судов в южных районах.

    Научная группа исследовала поведение и миграцию рыб, их кормовую базу, определяла гидрологический и гидрохимический режимы, готовила точный отчет о флоре и фауне океана. На палубе соорудили огромный аквариум, куда ученые выпускали наиболее интересные виды рыб, осьминогов.

    Первые скопления рыб зафиксировали приборы "Грота", который, как и "Затвор", выполнял роль поискового судна. Пробные траления показали, что действительно выбрано удачное место для промысла. Определив размеры рыбных скоплений, наладили промысел следующим образом: в месте начала траления поставили "Грот", на другом конце - "Затвор", а "Жуковский" между ними тралил. Когда шла рыба, трудились все, не считаясь ни с временем, ни с должностью. Восемь часов на вахте да потом еще 4 часа подвахты - такой режим стал обычным для экипажа.

    Ловили сардину, скумбрию, капитана, зубана - рыбы хватало, с промыслом проблем не возникало. Основной сложностью, пожалуй, для рыбаков оказалась жара. БМРТ не предназначался для работы в южных широтах, не было на нем приборов, спасающих от высоких температур воздуха.

    Забортная вода прогревалась до 28 градусов, в машинном отделении температура доходила до 50, а в котельном - уже до 60 градусов выше нуля. Особенно тяжело приходилось женщинам на камбузе и кочегарам котельной. Чтобы хоть как-то легче было переносить жару, наливали в огромные ванны воду, клали в нее лед из морозильного трюма и обливались.

    Сложности возникали и с эксплуатацией в жарких условиях оборудования, освоением рыбомучной установки, обработкой рыбы. Много недостатков выявили при постановке и выборке трала.

    Но люди стоически переносили все трудности, понимая всю важность поставленной перед ними задачи. Потому не последнюю роль играл морально-психологический климат в экипажах. Однообразная работа, постоянное общение с ограниченным кругом людей, жизнь в неприспособленных условиях давали о себе знать. Тогда наладили партийную, комсомольскую и производственную учебу, проводили вечера художественной самодеятельности, демонстрировали кинофильмы. Любили рыбаки в свободное время поиграть в волейбол, шахматы, померяться силой, поднимая гири.

    Самым большим огорчением для рыбаков было отсутствие связи с родным городом, с семьями. По радио связь поддерживали только с Москвой и Киевом. О своих покорителях атлантических просторов керчане не знали ничего, что породило в городе массу, порой нелепых слухов, опровергнуть которые не представлялось возможным.

    Но тем не менее первая экспедиция завершилась победно: за 4 месяца было пройдено 14 тыс. миль, добыто 8250 центнеров рыбы. В канун нового 1959 года, на месяц раньше установленного срока, рыбаки рапортовали о выполнении плана по добыче.

    Домой возвращались не только с уловом, но и яркими впечатлениями от увиденного. Особенно всем запомнилось посещение порта Такаради. Экзотическая природа, не менее экзотичные и незнакомые обычаи местных жителей - все было в диковинку. Вспоминали, с каким нетерпением ожидали пересечения экватора, даже Нептуна выбрали - электромеханика Сергея Иващенко, гл так сложилось, что до заветной цели суда не дошли считанные мили.

    Торжественно встречала Керчь своих мужественных посланцев. Участников экспедиции тепло и сердечно поздравляли с благополучным возвращением домой. Путь к богатствам Мирового океана для рыбаков юга страны был открыт.

    Из дальних странствий возвратясь...

    Экспедиция стала настоящей кузницей кадров для промысловиков рыбной отрасли. Сколько крупных руководителей, первоклассных специалистов вышло из числа участников рейса!

    Старпом Евгений Алексеевич Алисов, первый помощник Вячеслав Леонидович Крегов, второй помощник Георгий Васильевич Ерохин, третий помощник Павел Михайлович Ригораш, электромеханик Сергей Алексеевич Иващенко, второй механик Сергей Александрович Лавренев, третий механик Александр Дмитриевич Мягкоголовый, рефмеханик Анатолий Андреевич Евлахов, инженер-акустик Анатолий Ефимович Целуйко, мотористы Борис Александрович Кононов и Петр Григорьевич Парахин. В последующие годы это капитаны и старпомы, руководители объединений и начальники служб. Четыре года капитан-директором "Жуковского" был Е. А. Алисов. На этом судне начинали матросами Юрий Петрович Чепега (впоследствии генеральный директор объединения "Керчьрыбпром") и Валентин Иванович Светлов - заместитель начальника Севастопольского морского рыбного порта. Для многих первый рейс в океан стал отправной точкой в жизни.

    Наравне с мужчинами все тяготы четырехмесячной одиссеи переносили женщины - лаборантки, повара, официантки, буфетчицы, медсестры. Сложный участок работы был у рефмеханика Тамары Федоровны Тимченко. Эта хрупкая, невысокого роста женщина сумела в кратчайшие сроки освоить новое оборудование немецкого производства и обеспечить в сорокоградусную жару качественную заморозку рыбы. Знания, накопленные в океане, она на протяжении многих лет передавала молодым специалистам, работая рефмехаником-наставником.

    Двадцать лет было Светлане Трофимовне Чумаченко (Осипенко), когда она стала старшим лаборантом научной группы экспедиции. Невзирая на возраст и отсутствие опыта, девушка проводила сложные лабораторные анализы и другие работы. Потом она работала технологом, заместителем начальника отдела стандартизации Керчьрыбпрома, директором музея боевой и трудовой славы работников рыбной промышленности.

    В 1963 году экипаж траулера побил всесоюзный рекорд по добыче рыбы. Его капитан-директор Е. А. Алисов был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. Правительственными наградами отметили членов экипажа: Орденами Трудового Красного Знамени награждены П. М. Ригораш и А. Д. Мягкоголовый, Орденом Ленина - матрос Михаил Павлович Авдеев. А в 1966 году Ордена Трудового Красного Знамени был удостоен БМРТ "Жуковский".

    50 лет в строю

    28 промысловых рейсов на счету знаменитого траулера. И каждый из них - очередная победа, еще один шаг в совершенствовании профессионального мастерства, повышении эффективности производства. В 1989 году "Жуковский" прекратил свою промысловую деятельность и стал учебно-тренажерным судном. За полтора десятка лет на нем было подготовлено более семи тысяч специалистов рыбной отрасли - матросов, мотористов, электриков, почти 60 тысяч рыбаков прошли инструктажи.

    Сейчас траулер, как говорится, в "полной готовности" стоит у одного из севастопольских причалов. На нем проходят практику курсанты военного института им. Нахимова. И в годовщину поднятия Флага встречает самых дорогих гостей - свой самый первый экипаж и участников первой экспедиции.

    Из 140 участников Первой Украинской Южно-Атлантической экспедиции поныне здравствуют лишь 40 человек: 22 - в Керчи и 18 - в Севастополе. Самому старшему из оставшихся первопроходцев - Григорию Владимировичу Кладковому 91 год. "Молодому составу" - бывшим курсантам-практикантам - по 70 лет.

    Многие из участников экспедиции вновь соберутся 16 октября на керченской земле, чтобы еще раз окунуться в атмосферу полувековой давности, вспомнить свою молодость, помянуть ушедших из жизни товарищей.

    Оксана Шеремет

    Категория: Интересно! | Добавил: амазонка (17.10.2008)
    Просмотров: 1710 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 степной  
    Интересный материальчик. Оказывается рыбка была не только керченской. Хотя Черпунчику всё равно, но всё же...

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024
    Хостинг от uCoz