Воскресенье, 28.04.2024, 05:52

Приветствую Вас Гость  
  Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Добро пожаловать
Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Меню

Фото

Наши маршруты
  • Старый Крым
  • Коктебель
  • Кызыл-Таш
  • Ак-Кая
  • Караби-Яйла
  • Эчки-Даг
  • Опук
  • Керчь (Пантикапей)
  • Казантип
  • Феодосия
  • Места отдыха КП "Акинак"

  • Наши друзья
  • Оздоровительные системы
  • Крымская Правда
  • Боспор
  • Зелёная планета
  • Клёвое место

  • Карты Крыма


    Чат

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Посетители

    Locations of visitors to this page


    Главная » Статьи » Интересно!

    Суперпушка “ДОРА” В ИСЛАМ-ТЕРЕКЕ?
    “ДОРА” В ИСЛАМ-ТЕРЕКЕ?
    (почти детективная история о суперпушке)

    Если заглянуть в довольно авторитетное издание “Крым: книга рекордов”, в раздел, повествующий о разных достижениях в военном деле и обороне, прошедших на территории полуострова, то можно узнать о самом крупном артиллерийском орудии второй мировой войны. С крымской землей связана история боевого применения железнодорожной пушки калибром в 800 мм, известной как “Дора”. Она была применена немецкими войсками при осаде Севастополя в период Великой Отечественной войны. Сразу зачаруем читателя ошеломительной цифирью из вышеупомянутой книги. “Доставлена в 1942 г. под Бахчисарай в 100 вагонах. Ствол орудия имел в длину порядка 50 м и весил 400 т (вся пушка — 1350 т). Первый выстрел произведен 5 июня 1942 г. в 5 ч 35 мин. Расстояние до цели в 25 км снаряд преодолел за 44,8 сек. Всего выпущено 48 бронебойных снарядов весом по 7 т каждый и 5 фугасных. Один из первых оставил самую глубокую в мире воронку диаметром в 32 метра…”.

    Причем здесь небольшой по тем временам поселочек в крымской степи, узнаем попозже, а пока расскажем историю создания артиллерийских монстров 20 века, причем очень поучительную.

    Застой в артиллерии после окончания первой мировой войны, когда калибр пушек был ограничен многочисленными договорами, сменился 30-ми годами, когда фашистская Германия начала подготовку к реваншу. И опять перед немецкими артиллеристами встала проблема французских укреплений. Все время после 1918 года французы холили и лелеяли “линию Мажино”, укрепления которой до сих пор считаются шедевром фортификационного искусства. Готовясь к прорыву во Францию, немецкие конструкторы загодя спроектировали несколько сверхмощных пушек. Работы шли по двум направлениям. Первое - создание орудий на железнодорожных транспортерах. Второе - создание орудий, перевозимых автотягой, а лучше - самоходных.

    Венцом второго направления развития германской артиллерии стали 615-мм мортиры “Карл”. Правда, специалисты до сих пор спорят, можно ли относить их к самоходным. Формально вроде бы можно: у них были гусеницы и двигатель, но проползти своим ходом “Карлы” могли лишь считанные километры со скоростью 5 км/ч. Длина установки - 10,7 м, вес - 132 т, расчет состоял из 109 солдат и офицеров. Начальная скорость 2200-килограммового снаряда - всего 220 м/с, дальность стрельбы по нынешним меркам небольшая - 6,8 км. Кроме “Карла” в 1941 году появилось 125-тонное самоходное орудие “Тор” фирмы “Рейнметалл”, стрелявшее 1200-килограммовыми снарядами, но предпочтение отдали более мощным “Карлам”. Правда, изготовили эту огромную самоходку всего в шести экземплярах.

    Исследования по созданию артиллерии на железнодорожном ходу, после экспериментов с морскими орудиями, вылились в создание двух мощных 540-мм пушек, и это было только началом. В 1940 году из сборочных цехов фирмы “Крупп” выкатили нечто невероятное. Это была действительно суперпушка - ее снаряд весил больше легкого танка. Орудие вначале назвали “Густав”, но потом, следуя традиции фирмы давать своим изделиям женские имена, переименовали в “Дору”. В этой пушке поражало все. Калибр - 800 мм. Вес - 1350 тонн. Снаряд, который в зависимости от вида весил от 4800 до 7100 кг и пробивал метровую броню или 3 метра бетона. Расчет, состоявший из 450 солдат и офицеров во главе с генерал-майором. Начальная скорость снаряда - до 820 м/с, а дальность стрельбы - 32 км. Установка передвигалась на специальном транспортере с 80 колесами только по двухколейному железнодорожному пути. На большие расстояния пушка перевозилась в разобранном состоянии в нескольких эшелонах. Обеспечивали ее боевую деятельность энергопоезд и состав спецсопровождения.

    Как уже говорилось выше, эти гиганты предназначались для прорыва “линии Мажино”, но получилось так, что во Франции они не понадобились, и фашисты решили использовать их на советско-германском фронте. Весной 1942 года Гитлер вызвал в Берлин генерала Э. Манштейна, командовавшего тогда 11-й армией, для отчета о причинах затягивания осады Севастополя. Провал двух штурмов Манштейн попытался оправдать тем, что подступы к городу хорошо укреплены, а гарнизон дерется с невероятным фанатизмом. Кроме того, у русских много тяжелой морской артиллерии, в том числе неуязвимый форт с орудиями невероятно крупного калибра. И вот тогда на помощь были посланы два “Карла” и “Дора”.

    Но форт - выдумка геббельсовских пропагандистов, пытавшихся как-то оправдать провал плана “молниеносного штурма”. Не было в Севастополе суперфорта, а была четырехпушечная башенная батарея, обозначенная номером 30. Построенная в 1933 году в устье реки Бельбек, батарея была упрятана в мощные подземные казематы из железобетона. На поверхности земли оставались лишь две громадные башни, в каждой по два 305-мм орудия весом 50 тонн каждое. Защищены башни были восемью слоями корабельной брони толщиной до 100 мм. Данные, конечно, впечатляющие, но отнюдь не уникальные, особенно если учесть, что пушки были сняты с линкора “Императрица Мария” и подняты из-под воды Экспедицией подводных работ особого назначения (ЭПРОН) в 1931 году. Однако решение в Берлине было принято, и в июне 1942 года под Севастополем появились орудия-монстры.

    Вот как описывает их появление в своих мемуарах начальник штаба Приморской армии генерал Н. И. Крылов (будущий Маршал Советского Союза, главком ракетных войск): “Выйдя под вечер с КП и не успев еще оглядеться, я услышал, как в стороне пролетело что-то непонятное: размеренный клокочущий звук, похожий, скорее, на скрежет трамвая, чем на полет тяжелого снаряда. Лишь когда звук повторился, я понял — это снаряд, но необычно большой. Показалось даже, что на мгновение я его увидел. Упал он далеко и разрыв слился с гулом других. Я быстро вернулся в штольню. Оперативный дежурный доложил: „30-я батарея обстреливается громадными снарядами, до сих пор не применявшимися противником..." Вскоре мы узнали, что один из упавших снарядов не разорвался. „Длина - 2 метра 40 сантиметров, калибр - 615 мм", - передали с батареи. Цифры выглядели фантастическими, о 24-дюймовках никто из нас даже не слышал. Майор Харлашкин вызвался съездить на батарею, чтобы сфотографировать и еще раз обмерить снаряд. Через час он доложил по телефону: „Все точно" ...”

    Так 4 июня 1942 года “Карлы” заявили о себе. Стреляли мортиры нечасто, поскольку их стволы могли выдержать не более 30-35 выстрелов, а потом была необходима замена. За первые два дня было сделано 16 выстрелов, один из которых привел к прямому попаданию в башню.

    Взрыв сильно повредил ее крышу. Погибли наводчики и замковые, тяжело ранило командира. Расчет быстро заменили и орудия вновь ввели в строй. “Тридцатка” тоже не осталась в долгу, командир батареи майор Александер организовал инструментальную разведку. “Карлов” засекли - их выдали особо яркие вспышки выстрелов и характерный, харкающий звук. Огнем советской артиллерии мортиры были повреждены и спешно отправлены в Германию.

    Данные о применении под Севастополем “Доры” крайне противоречивы. Если верить мемуарам руководителя штурма Э. Манштейна, это орудие выпустило по крепости 80 снарядов. Для его передвижения специально оборудовали железнодорожную ветку на станции Джанкой с четырехрельсовыми путями. Хотя в некоторых документах упомянут Бахчисарай, и ее долго пытались вычислить партизаны, о чем даже снят кинофильм. Затем пушку засекли советские летчики и нанесли по ее позиции короткий, но ощутимый удар, уничтожив энергопоезд и повредив состав спецсопровождения. Генерал-майор, командовавший “Дорой”, счел за благо просить о срочном перебазировании. Указанные эпизоды лишний раз подтверждают, что главный недостаток орудий-монстров - массивность и малоподвижность, поэтому они могут применяться только в случае, если им не угрожают сильные ответные удары.

    Однако данные советской стороны не подтверждают слова немецкого фельдмаршала. Обратимся опять к мемуарам Н. И. Крылова, напомним, что он был начальником штаба, т.е. человеком, к которому стекается вся информация из войск: “Некоторые наши товарищи предполагали, что у противника есть более мощные орудия. Основывалось это, кроме противоречивых показаний пленных, на обнаружении очень крупных, весом в 50-60 килограммов, осколков. Признаюсь, и после опубликования мемуаров Манштейна... я не уверен в том, что „Дора" действительно побывала под Севастополем. ...Все же было бы трудно, даже если ведут огонь сотни орудий, не заметить действие пушки, стрелявшей такими гигантскими снарядами ...Кстати, ни в одном из известных мне документов немецкого командования, как и на штабных картах 11-й армии, оказавшихся в наших руках после победы, никаких указаний на нахождение „Доры" в Крыму нет”.

    К словам маршала Н. И. Крылова можно добавить, что начальник немецкого Генерального штаба, педантичный Ф. Гальдер, не забыв зафиксировать 3 марта 1942 года распоряжение об отправке в Крым мортир “Карл”, не упомянул об отправке “Доры” ни единого слова в своих служебных дневниках. Об этой огромной пушке у Ф. Гальдера есть лишь запись конца 1941 года - об основных характеристиках орудия и заключение: “Настоящее произведение искусства, однако бесполезное”. На этом суждении одного из столпов немецкого милитаризма, отдавшего военному делу 50 лет жизни, и закончим рассказ о самой мощной пушке за всю семисотлетнюю историю артиллерии. Итак, детективный вопрос “Была ли “Дора” в Крыму”, пока остается. И потому перескочим грань времен, перенесясь в лето 1942 года, в пыльный поселок Ислам-Терек (после 1945 - Кировское).

    По свидетельству очевидца, Ивана Терентьевича Сахно, одного из старожилов нашего поселка, где-то в июне-июле сорок второго недалеко от железнодорожной станции был оцеплен район с подъездными путями. И туда немцы притянули несколько эшелонов. Все было в строгом секрете, но разве что утаится от семи-восьмилетней пацанвы? О суперпушке пошли разговоры, а потом немцы ее даже собрали. И.Сахно также утверждает, что из этого монстра сделали 6 выстрелов, как говорили в то время - “для обстрела Новороссийска”. Конечно, до этого приморского города у подножья Кавказа далековато, и немцы, скорее всего, стреляли для тренировки (или проверки). И тут есть нюанс: если пушка стреляла, то это было до ее разгрома. Или может уже после ремонта, хотя для такой махины полевой ремонт вряд ли был вообще предусмотрен.

    Но самое главное – что же за орудие было в Ислам-Тереке, “Карл” или “Дора”? На это в какой-то степени может пролить свет показания того же И.Сахно. Он прекрасно помнит, что все орудие передвигалось по железнодорожным путям. То есть это – не самоходный “Карл”…

    И все-таки вопрос с “Дорой” хочется оставить открытым, тем более никаких документов не найдено. Помнят огромное орудие и другие очевидцы – Евдокия Чуприна (она была тогда женой путевого обходчика на станции), Петр Посунько, однако смутно. Но возможно, кто-то еще вспомнит такой яркий эпизод из своего военного детства, и сообщит подробности. Автор очень надеется, что можно пролить свет на это событие Великой Отечественной. Тем более так тесно связанное с нашим краем. И тем паче, в такой год - год 60-летия великой Победы.

    Сергей Степной. 2005.

    Еще немного данных про Сверх-пушку "ДОРА"

    Суперорудие было собрано в конце 1941 года. в цехах завода фирмы «Крупп».
    Калибр — 813 мм.
    Длина ствола — 32 м.
    Вес снаряда — 7100 кг.
    Минимальная дальность стрельбы — 25 км, максимальная — 40.
    Полная длина орудия — 50 м.
    Общий вес — 1448 тонн.
    Живучесть ствола — 300 выстрелов.
    Скорострельность — 3 выстрела в час

    Снаряд «Доры» пробивал бронеплиту толщиной 1 м или 8-метровое железобетонное перекрытие. Вначале суперпушка получила название «Густав», но традиция фирмы давать своим изделиям женские имена оказалась сильнее, и изобретение поменяло «пол».

    Транспортировали суперорудие при помощи нескольких железнодорожных составов (всего до 60 локомотивов и вагонов с персоналом в несколько сот человек).

    Инженерную подготовку местности вели 1,5 тысячи рабочих и тысяча саперов четыре недели. Так как оборудование «Доры» доставлялось в 106 вагонах пятью поездами, в месте разворачивания орудия построили целую сортировочную станцию. Для дезинформации составы с оборудованием «Доры» сначала были доставлены под Керчь, где стояли до 25 апреля, а после подготовки позиции были скрытно переброшены под Бахчисарай. В 43 вагонах первого поезда прибыли обслуживающий персонал, кухня и средства маскировки. В 16 вагонах второго поезда привезли монтажный кран и вспомогательное оборудование. В 17 вагонах третьего — доставили части самой пушки и мастерскую. Четвертый поезд в 20 вагонов перевез 400-тонный 32-метровый ствол и механизмы заряжания. В 10 вагонах пятого поезда, в которых поддерживался искусственный климат (постоянно 15 градусов по Цельсию), размещались снаряды и пороховые заряды. Орудие было собрано за 54 часа и к началу июня подготовлено к стрельбе.
    Количество обслуживающего персонала «Доры» 4139 солдат, офицеров и вольнонаемных. Помимо прочего расчет орудия включал батальон охраны, транспортный батальон, комендатуру, полевой хлебозавод, маскировочную роту, отделение полевой почты и походный… публичный дом с персоналом в 40 «работниц».

    В первый бой «Доре» предстояло вступить под стенами французской укреплинии «Мажино». Однако за время конструирования и изготовления пушки немцы обошли «Мажино» с тыла и вынудили Париж капитулировать.

    Весной 1942 года Гитлер вызвал в Берлин командующего 11-й армией генерала Эриха Фрица фон Манштейна. Фюрера интересовало, почему военачальник затягивает взятие Севастополя. Провал двух штурмов Манштейн объяснил тем, что подступы к городу хорошо укреплены, а гарнизон сражается с невероятным фанатизмом. «У русских много тяжелой морской артиллерии, в том числе неуязвимый форт с орудиями невероятного калибра», — заявил он.

    Позицию для «Доры» выбирал сам генерал Цукерорт, командующий соединением тяжелых пушек, во время облета на самолете окрестностей Бахчисарая. Пушка должна была прятаться в горе, для чего в ней сделали специальный разрез. Поскольку положение ствола пушки изменялось только по вертикали, для изменения направления стрельбы по горизонтали «Дора» монтировалась на железнодорожной платформе, стоящей на 80 колесах, двигавшейся по круто изогнутой дуге железнодорожного полотна с четырьмя путями.

    «Дору» использовали в бою против знаменитой советской 30-й батареи капитана Г. Александера. Группа штабных офицеров вермахта заранее вылетела в Крым и выбрала огневую позицию в районе поселка Дуванкой. Для инженерной подготовки было выделено 1000 саперов и 1500 рабочих, принудительно мобилизованных из числа местных жителей. Специальную железнодорожную ветку оборудовали на станции Джанкой, где пути были четырехрельсовыми.

    Данные о применении суперпушки под Севастополем противоречивы. В мемуарах Манштейн утверждал, что «Дора» выпустила по советской крепости 80 снарядов. Немецкую пушку довольно скоро засекли советские летчики, нанесшие по ее позиции серьезный удар и повредившие энергопоезд.

    В целом применение «Доры» не дало результатов, на которые рассчитывало командование вермахта: было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв советского склада боеприпасов, находившегося на глубине 27 м. В остальных же случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 метра и глубиной 12 м. В результате взрыва боевого заряда грунт в его основании уплотнялся, образовывалась каплеобразная глубинная воронка диаметром около 3 м. Оборонительные же сооружения могли быть повреждены только при условии прямого попадания.

    Утром 5 июня 1942 года два дизельных локомотива мощностью в 1050 лошадиных сил каждый выкатили на боевую серповидную позицию этот колосс общим весом 1350 тонн и установили с точностью до сантиметра. Первый выстрел состоял из снаряда весом 7088 килограмм, двух пороховых зарядов по 465 килограмм каждый, гильзы весом 920 килограмм. Подъемник ствола придал ему возвышение в 53 градуса. Специально для корректировки стрельбы несколько поодаль от «Доры» был поднят в воздух аэростат. При выстреле команда обслуживания пряталась в укрытие за несколько сот метров. Выстрел вызывал эффект мини-землетрясения. Грохот при сгорании за 6 миллисекунд свыше 900 килограмм пороха и выталкивании 7-тонного снаряда был просто чудовищным — в вагоне за 3 километра, по свидетельству современников-очевидцев, подпрыгивала посуда. Откат вдавливал рельсовый путь на 5 сантиметров.

    Эрих фон МАНШТЕЙН: "...5 июня в 5.35 первый бетонобойный снаряд по северной части Севастополя выпустила установка «Дора». Следующие 8 снарядов полетели в район батареи № 30. Столбы дыма от взрывов поднимались на высоту 160 м, однако ни одного попадания в броневые башни достигнуто не было, точность стрельбы орудия-монстра с дистанции почти 30 км оказалась, как и следовало ожидать, весьма невелика. Еще 7 снарядов «Дора» в этот день выпустила по так называемому «Форту Сталин», в цель попал только один из них.

    На следующий день орудие 7-кратно обстреляло «Форт Молотов», а затем уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в штольне на глубине 27 м. [204] Это, кстати, вызвало недовольство фюрера, который считал, что «Дора» должна использоваться исключительно против сильно укрепленных фортификационных сооружений. В течение трех дней 672-й дивизион израсходовал 38 снарядов, осталось 10. Уже в ходе штурма 5 из них 11 июня были выпущены по «Форту Сибирь» — в цель попали 3, остальные выстрелили 17 июня. Лишь 25-го числа на позицию был доставлен новый боезапас — 5 фугасных снарядов. Четыре использовали для пробной стрельбы и лишь один выпустили в сторону города...."

    Исследователи обходят молчанием вопрос, как же именно «Дора» была вывезена из Крыма. Во всяком случае, понятно, что немцы демонтировали все оборудование, бывшее конечно, секретным, и тщательно убрали все следы.

    После взятия Севастополя «Дору» отправили под Ленинград, в район станции Тайцы. Когда началась операция по прорыву блокады города, немцы спешно эвакуировали суперпушку в Баварию. В апреле 1945 года при приближении американцев орудие взорвали.

    Добавил Сандро

    Категория: Интересно! | Добавил: степной (13.05.2007) | Автор: сергей николаевич E
    Просмотров: 7285 | Рейтинг: 4.7/3
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024
    Хостинг от uCoz