Проселки КРАСНОСЕЛОВКА: СЕЛО БЕЗ КРЫМЧАН Кто такой крымчанин? Ни в одном словаре не найти определения, разве безликое - житель Крыма… Банальное понимание слова и даже целого явления. По-моему, надо родиться на крымской земле, впитав ее силы еще в утробе матери. Потом вырасти в ее летней жаре и зимних ветрах, освоив такой огромный по началу Крым. И потом, где бы ни жил - узнавать что-то о родине, невольно сжимая сердце… Но лучше всего жить в Крыму. За Перекопом земли нет… С моей точки зрения в селе Красноселовка Белогорского района крымчан нет. Да и села в полном понимании тоже – дачный поселок скорее. Ни почты, ни магазина, ни автобусного сообщения. Единственная линия электропроводов связывает Красноселовку с благами цивилизации; в снежные метельные дни эта связь очень хрупкая… Все дома тогда остаются темными в зимнем горном безмолвии. Редкая цепочка следов по заснеженной улочке выдает жилье – людей в зимней Красноселовке почти нет. Потому белогорские энергетики особо по поводу дальнего горного селения и не беспокоятся – добраться сюда снежной зимой проблематично. А постоянных жителей в селении всего семнадцать семей. Да и то зимой некоторые стараются перебраться в большой свет. Зато летом Красноселовка преображается. Дело в том, что сюда съезжаются владельцы дач и их гости. А дачки здесь разные – и домики «а-ля контейнер», и трехэтажные виллы… Обитатели последних – уроженцы Киева, Санкт - Петербурга, Одессы, Донецка, других городов Украины и России. В общем, по моему пониманию – не крымчане… Живут здесь дачники дружно. Из представителей творческой интеллигенции – художников, писателей, переводчиков, театральных актеров и работников сцены – здесь образовался своеобразный бомонд. Центром притяжения стал живописный домик столетней постройки, несущий в себе стиль типичной крымскотатарской горной архитектуры. А хозяин в нем – Леша, кузнец и Мастер. Его знают в селе и окрестностях все. И меня направили именно к этому уникальному человеку. Бросив около десяти лет назад перспективную работу в крупнейшем киевском театре, оставив двухкомнатную квартиру в столице – он переехал сюда, в Красноселовку. К чистейшему горному воздуху и воде из родников, к покою и творческому озарению. Освоил кузнечное дело (как и десяток других художественных промыслов), стал нужным в практичном сельском обществе. Но главное – стал необходимым для творческих людей, подобных себе. Потому почти каждую летнюю субботу к его дому собираются обитатели дач. В еще прозрачной вечерней дымке таят деревья на склонах гор, а во дворе под столетними яблонями уже маринуют мясо для шашлыка, растапливают баньку. Дружная компания потом всю ночь поет под гитару песни, любуется звездами – такими огромными и разноцветными именно в Красноселовке… И разговаривают, разговаривают – как будто не виделись век, а не одну зиму… Киевляне Женя и Ксюша уже семь лет приезжают в этот затерянный горный край. Они имеют здесь дом-дачу. Женя – переводчик, и поражает своими знаниями всех европейских языков. По его словам, именно в Красноселовке очень хорошо переводятся тексты по философии… А Ксюша, художник и декоратор, еще добавляет: «В Красноселовку к нам в гости уже несколько лет подряд приезжают йоги, и говорят, что места эти уникальны по своим внутренним энергиям». Коля – знаток восточной эзотерики, объездил половину Азии, но «покой встретил только тут». А вот симферополец Андрей встретил тут свою любовь - Наташу, психолога и певицу из Одессы. «Одесситнее не бывает – я родилась и живу в доме у подножия Потемкинской лестницы», - смеется она на мой вопрос о «Большой Одессе»… Кстати, одесситы в Красноселовке и в соседнем селении Ольховка в большинстве, и даже основали свою летнюю Одесскую Колонию, сокращенно «ОдеКолон» (другого названия от одесситов я и не ждал…). Напротив Лешиного дома через речку и дорогу, у самого леса живописно расположился большой двор с особняком. Одиннадцать лет назад из Донбасса сюда, в глубинку, приехала семья известных целителей Сафиуллиных. А еще в Красноселовке два года назад энтузиасты создали кукольный театр «Повелитель пчёл». В труппе - взрослые и дети. Актёры поставили уже несколько спектаклей. Кукол делают сами. Костюмы шьют в ателье. Постоянного помещения у сельского театра нет, репетиции проходят в доме Сафиуллиных. Здесь же для туристов и гостей молодой коллектив даёт представления. И сейчас театр набирает новых актёров, вот только людей в селе маловато... Уходя из приветливого селения, забрался на одну из вершин. Крутобокие горы, стеснившие долину, внезапно раздвигаются, образуя глубокую зеленую чашу. По дну ее струится речка Танасу; по пригоркам разбросаны домики Красноселовки. Лес нависает над самым селом и весь виден и слышен, веет прохладой и бодрым целительным запахом дубрав. Охватывает удивительное чувство покоя и какой-то особой близости к природе. С юго-запада уступами обрывается Караби-яйла, самое восточное в цепи крымских нагорий. К востоку от Красноселовки виднеется лесистая гора Кара-Тепе, увенчанная зубчатой скальной короной (местное название горы «Голый Шпиль»). Ущелье Танасу уходит на юг, к двум остроконечным вершинам: левая - Шуври, правая - Хриколь. Узкий клиновидный просвет между ними - это древний горный проход Каллистон, что в переводе с греческого означает «прекраснейший». Там, в верховьях Танасу, путника встречают великолепные буковые леса, дикие скалы и пропасти, горные луга, поросшие цветами и земляникой, синий простор моря по ту сторону гор. Когда-нибудь я напишу и об этом кусочке крымской земли. Но перед этим обязательно зайду опять в Красноселовку, к Леше-кузнецу и в «Одеколон»… И пусть они не крымчане по происхождению, но по духу… Сергей Ткаченко